Психолог

Технологии



Элементы Арт-терапии
         

В основе арт-терапии лежит творческая деятельность, в первую очередь, рисование. В процессе творчества активно задействуется правое полушарие мозга. Современная же цивилизация задействует в основном вербальную систему общения и левое «логическое» полушарие. Нормальное, гармоничное развитие человека предполагает равноценное развитие обоих полушарий и нормальное межполушарное взаимодействие. Более того, некоторые виды активности человека требуют как раз работы правого полушария – творчество, интуиция, культурное образование, устройство семьи, воспитание детей и, конечно, романтизм в любовных отношениях.

Арттерапия апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанными с его творческими возможностями. Отличительной особенностью человека является способность и одновременно потребность в отображении своего внутреннего мира. Эта особенность позволяет активно перерабатывать информацию, которая поступает извне. В результате в психике индивидуума вырабатываются различные адаптивные механизмы. Они позволяют человеку лучше приспосабливаться к жизни, быть более успешным в постоянно меняющемся мире.



Диалогическое рассказывание историй
       

Исключительными возможностями при осуществлении психологической помощи обладает метод «диалогического рассказывания историй» (ДРИ), разработанный Р. Гарднером в 60-х гг. Этот подход обладает следующими преимуществами:

1. Он является скорее «формальным», чем «концептуальным», то есть, не связан с конкретной парадигмой в психологии. Он применим в сочетании с широким спектром терапевтических подходов — от психодинамического до когнитивно-поведенческого.

2. Несмотря на вербальный характер метода, он основан на системе коммуникации, доступной практически всем людям вне зависимости от культурных традиций, возраста и пола.

3. Метод достаточно эффективен и направлен на решение «первоочередных» проблем клиента, что особенно важно в ситуации, когда психотерапия кратковременна или может резко прерваться.

4. Негативные последствия резкого прерывания минимизируются законченностью каждой сессии, представляющей собой самостоятельный психотерапевтический процесс.



Метод проективного рассказа

Один из самых лучших способов помочь человеку, у которого имеется проблема, – это просто быть рядом. Опытные консультанты иногда говорят, что их успех зависит, в первую очередь, от того, как «человека запустишь, а затем уйдешь с его пути», оставаясь слушателем. Вступив в контакт с подростком, взрослым, преодолев психологические барьеры общения, психолог использует взаимное состояние высокой доверительности для трансляции некоего опыта, сформулированного в виде поучительной истории, притчи, даже сказки.

Обнаружено, что уместно рассказанная метафора, притча, история чьей-то другой слабости, косвенно напоминающая трудности, испытываемые клиентом, дает подчас мощнейший психологический эффект, способствует тому, что человек как бы самостоятельно догадывается о чем-то важном для себя, прозревает, начинает видеть свое жизненное затруднение с иной позиции. Психологи-консультанты в таких случаях говорят, что у клиента возникло озарение, инсайт.

В любом случае, какими бы качествами, с точки зрения психолога-консультанта, ни обладала притча, рассказывать поучительную историю все же лучше, чем просто упрекать, обвинять и стыдить.



Телесная терапия

В рамках телесной терапии используются релаксационные упражнения. Связь между переживаниями и телесными ощущениями общеизвестна. Через мышцы можно влиять на чувства. Расслабляя мышцы, можно ослаблять мышечный панцирь, приблизиться к своим чувствам. Релаксация подразумевает под собой расслабление мышц тела. Она может проводиться отдельно, может использоваться как предварительная процедура перед личностными упражнениями, а может проводиться в виде самих упражнений.



Символдрама
      


В психологическом консультировании традиционно решаются две взаимосвязанных задачи: помочь клиенту лучше понять самого себя и изменить самого себя. Одни направления психотерапии делают упор на осознание (например, психоанализ), другие на трансформацию (например, эриксонианский гипноз). В символдрамме соединены в едином процессе обе составляющие терапевтической работы. Это объединение осуществляется на основе исследования и преобразования образов, выражающих ключевые эмоциональные состояния клиента. Эта методика базируется на изначальном убеждении в том, что всякая проблема основана на эмоциональной фиксации на цели или запрете на ее достижение. Для решения проблемы необходимо освободить клиента от патогенной эмоциональной фиксации, работа с образом чувства направлена именно на это.



Интегративные когнитивно-ориентированные техники и методики, направленные на формирование и моделирование поведения

Когнитивно-поведенческий подход в реабилитационной работе с людьми самого разного возраста — это синтез двух наиболее «рациональных» и экспериментально проверенных подходов практической психологии, где человек изначально рассматривается во взаимодействии со средой, а основное внимание уделяется его реальному поведению.

Психологи, работающие методами поведенческой терапии, ориентируются не на причины нарушенного поведения, а на само нарушенное поведение. Техники и методы, разработанные в терапии, направлены на обучение новым формам поведения либо на угасание имеющихся дезадаптивных форм поведения.

Поведенческий подход обогатился достижениями когнитивного направления, где основное внимание уделяется познавательным, когнитивным структурам психики. Именно с ними идет работа в коррекционном плане. Еще одна особенность когнитивно-поведенческого подхода состоит в том, что он ориентирован на настоящее, решает проблемы человека в настоящем, изменяя его представления о себе, о мире и способы его поведения. Этот подход директивен, активен, ориентирован на проблему клиента.

Несмотря на изначально разные теоретические и методологические корни поведенческого и когнитивного подходов осуществляется интегративное применение когнитивно-ориентированных техник и методик, направленных на формирование и моделирование поведения.



Музыкальная терапия


В основе лечебного эффекта при использования музыкальной терапии лежит вибрационно-резонансный принцип или принцип резонирования и синхронизации вибрационных частот определённых целительных мелодий с вибрациями полевых и клеточных структур организма. В результате данного резонансного эффекта происходит гармонизация структуры биополя пациента, гармонизация его сознания и некоторых физиологических процессов. Соответствующие целительные мелодии, которые, как правило, несут гармонизирующие вибрации высоких гармонических уровней, при этом выступают в качестве своеобразного камертона, с помощью которого и осуществляется настройка систем такого сложного и многоуровневого инструмента, как человеческий организм.