Психолог

Тренинги для ребят "Актив-центра"


С целью настроя вновь созданного коллектива на совместную деятельность для воспитанников из «Актив-ценра» был разработан мини-тренинг, состоящий из двух встреч.

Цели: создание условий для совместного проживания новых ситуаций жизнедеятельности и межличностного общения; сплочение коллектива. Содействие процессу группообразования через формирование позитивного образа «Я» каждого участника.

Задачи:

создать условия для снижения тревожности у учащихся, развития навыков сотрудничества и конструктивного общения со сверстниками;

моделировать специальные ситуации, благоприятствующие созданию атмосферы взаимного доверия.

Категория участников - подростки 12 – 17 лет.

Сроки проведения – 6.10.08 по 20.10.08



Тренинги для ребят из центра
"Школа вожатского мастерства"




вожатые

Цель. Цель программы – создание условий для:

1.     Сплочения коллектива через познание себя и окружающего мира,

2.     Изменения «Я», формирования позитивной «Я-концепции» через общение в доверительной атмосфере и неформальной обстановке.

Задачи.

1.     Создать условия для развития эмоционально-волевой сферы, развития чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим.

2.     Способствовать овладению навыками конструктивного взаимодействия.

Категория участников -  ребята, посещающие «Школу вожатского мастерства».

Численность (средняя посещаемость всех занятий) - 18 человек;

Принцип комплектования - добровольная;

Состав группы – разнополая;

Место проведения -  зеркальный зал;

Форма проведения - групповые занятия;

 Частота занятий – один раз в неделю (по средам);

Сроки проведения – с 1.10.08 по 14.01.09

Каждое занятие состоит из трех частей:

1.    Вводная часть (разминка).

2.    Основная часть (рабочая).

3.    Завершение.

Продолжительность и структура тренинга

Тренинг рассчитан на 10 занятий по 2,5 астрономических часа (общая продолжительность 25 часов). Вводная часть и завершение обычно занимают примерно по четверти все­го времени занятия. Около половины времени чаще всего уделено собственно работе.


Групповые занятия для родителей малышей-дошкольников

из кружка «Школа радости»

Цель программы: гармонизация детско-родительских отношений.

Задачи:

• способствовать обогащению эмоционального мира родителей;

• тренировать навыки социального общения, обучить участников группы социально приемлемому реагированию в стрессовых ситуациях и умению корректировать свое поведение;

• предоставить участникам возможность улучшить внутрисемейные отношения.

Категория участников -  родители детей, посещающие кружок для дошкольников «Школа радости».

Численность (средняя посещаемость всех занятий) - 12 человек;

Принцип комплектования - добровольная;

Состав группы – разнополая;

Место проведения -  рекреация на 1 этаже ДДТ;

Форма проведения - групповые занятия;

 Частота занятий – один раз в неделю (по вторникам);

Сроки проведения – с 28.10.08 по 9.12.08

Каждое занятие состоит из трех частей:

1.    Вводная часть (разминка).

2.    Основная часть (рабочая).

3.    Завершение.

Продолжительность и структура тренинга

Тренинг рассчитан на 6 занятий по 2,5 астрономических. Каждое занятие проводилось по блокам. Дело в том, что чрез каждые 20 минут родители должны были отвлечься, чтобы отвести своего ребенка на следующее занятие.


Тренинг «Развитие сплоченности школьного коллектива»
Пятиклассники
Программа тренинга была разработана специально для учащихся 5-го класса 7 школы, по запросу классного руководителя. По ее мнению, в этом классе наблюдается определенный «кризис сплоченности». Это соответствует возрастным особенностям класса - примерно в возрасте 10-11 лет основной потребностью и ведущим типом деятельности становится общение. Причем класс для школьника - это не только место, где есть возможность общаться, но и модель поведения, авторитет. Группа задает нормы для своих членов - от стиля в одежде до поведения и личностных ценностей. Поэтому важно, чтобы референтной группой для подростка был класс, а нормы в этой группе не имели асоциальной направленности. Отношения в группе влияют на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Так, групповой нормой может стать низкая успеваемость, отсутствие инициативы на уроке, невыполнение домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности.
В программе тренинга повышения сплоченности участвовал весь класс. В некоторые занятия включались родители учеников. Конечно, размер классного коллектива, превышает размер тренинговой группы. В данном тренинге в упражнениях класс участвует целиком, не разбиваясь на подгруппы. Это связано с тем, что работа по подгруппам (особенно с соревновательными элементами) усиливает сплоченность внутри именно этих подгрупп, что может привести к разногласиям в классе. Но на практике, часто все же возникает необходимость класс разделить. В этом случае подгруппы выделяются случайным образом и каждый раз (даже во время выполнения одного упражнения со сменой подгрупп) состав этих подгрупп должен быть разным.
Цель тренинга:
повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.
Задачи. Тренинговые занятия развивают следующие навыки и умения:
•    доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом; • эмоционально сопереживать однокласснику;
•    сотрудничать и действовать сообща;
•    согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи;
•    разрешать конфликтные ситуации.
Все это способствует сближению детей и развитию чувства «Мы» в детском коллективе.
Категория участников – учащиеся 5-го класса 7 школы, родители.
Численность (средняя посещаемость всех занятий) - 25 человек;
Состав группы – разнополая;
Место проведения -  зеркальная зала МПЦ «Таншолпан»;
Форма проведения - групповые занятия;
 Частота занятий – один раз в неделю (по четвергам);
Сроки проведения – с 17.11.08 по 5.02.09.

Программа «Тренинга коммуникативной компетентности для подростков»
Атамекен_1
Разработана в соответствии с запросом руководителя клуба «Атамекен» для группы ребят, занимающимся в этом кружке. Тренинг проводился с февраля по март 2009 года и включал в себя 6 встреч 1 раз в неделю. Перед началом проведения программы была проведена встреча с руководителем. По результатам беседы были сформулированы цели и задачи
Цели:
•    Совершенствование навыков общения, повышение уверенности в себе, формирование навыков саморегуляции.
•    Снятие барьеров и страхов в процессе межличностного взаимодействия.
•    Повышение сплоченности группы.
Задачи:
- коррекция эмоционально-волевой сферы учащихся;
- гармонизация межличностных отношений, укрепление командного духа;
- укрепление уверенности в себе.
Категория участников – учащиеся 6-х классов школ города.
Численность (средняя посещаемость всех занятий) - 15 человек;
Состав группы – разнополая;
Место проведения -  зеркальная зала МПЦ «Таншолпан»;
Форма проведения - групповые занятия;
 Частота занятий – один раз в неделю (по вторникам);
Сроки проведения – с 10.02.09. по 7.04.09.


Тренинг на сплочение
Шестиклассники
В любом коллективе (учебном, производственном) возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена.
Поскольку коллективная жизнь по сути предполагает общение, то тренинг направлен на развитие навыков общения. Общение - сложный и весьма многогранный процесс. Этот процесс может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга. Такое определение ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельностную природу. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты". В психологии установлено, что развитие человека, его социализация, превращение в "общественного человека" начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью - первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения. И все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения. Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер. Реализация функций обучения и воспитания подрастающего поколения происходит также через общение. Субъектами педагогического общения являются учителя, школьники, родители - Взрослые и Дети. Все без исключения исследователи включают коммуникативные способности в состав педагогических.
Цель тренинга: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.
Задачи. Создание условий для формирования:
•    доброжелательности, интереса и умения строить доверительные отношения друг с другом, умения эмоционально сопереживать однокласснику;
•    умения сотрудничать и действовать сообща; согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи; разрешать конфликтные ситуации;
•    способствовать сближению детей и развитию чувства «Мы» в детском коллективе.
Категория участников – учащиеся 6-го класса 8 школы, классный руководитель.
Численность (средняя посещаемость всех занятий) - 25 человек;
Состав группы – разнополая;
Место проведения -  зеркальная зала МПЦ «Таншолпан»;
Форма проведения - групповые занятия;
 Частота занятий – один раз в неделю (по средам);
Сроки проведения – с 11.03.09 по 15.04.09.