Самоанализ результативности проведенного тренинга
Самое главное – удалось выстроить доверительные отношения с ребятами. Этому способствовало специально организованное поведение по принципу правдивости, отсутствия как заигрывания, так и «командирского» тона – отношения более опытного, но равного партнера по выполнению действий. Во время проведения тренингов акцент ставился на «чувство локтя», «плечо друга», хотя таких слов не говорилось, но постоянно специально звучало в установках на выполнение того или иного упражнения.
Многие упражнения предлагались ребятам как задачи, решая которые, они преодолевали в себе некий барьер, либо получали неведомые раньше ощущения и приобретали опыт. Многие упражнения были направлены на то, чтобы дать им представление о том, что можно наблюдать, замечать, отмечать, как это делать и чем руководствоваться, что ориентировало их на внимание к окружающим.
Благодаря тому, что придавалось большое значение изменениям, ребята действительно стали меняться: у многих появилась потребность участвовать в группе и сотрудничать при решении общих задач, расширились проявления искренних чувств, симпатий между участниками группы. Нельзя сказать, что ребята изменились полностью: изменения хорошо видны в тренинговой комнате, необходимо время, чтобы ребята перенесли пережитый опыт на другие бытовые ситуации. Глубокие личностные изменения происходят в более широком жизненном контексте, за пределами тренинговой комнаты. Именно жизненный контекст создает другие необходимые и достаточные условия для личностных изменений.
|