Этапы работы с клиентом
После первичного приема и выявления проблемы ребенку и семье назначается курс индивидуальной коррекции. В случае сложных проблем после этапа первичного приема проводятся следующие варианты работы с клиентом: дополнительные диагностические исследования, консультирование и/или терапия родителей. Для выявления картины нарушений по многим причинам чаще используются проективные методы, при этом не делается акцент на сам факт диагностики. Основной причиной такого положения является то, что так многие клиенты приходят на консультацию, исчерпав свои возможности в адаптации, опасаясь необходимости реорганизации и имея негативный образ самих себя и своих перспектив.
Задачей психолога в данном случае является: создание у родителей и ребенка мотивации посещать занятия и выполнять все задания, выяснить тот уровень заботы о ребенке, который родители в состоянии осуществлять, наметить перспективы их профессионального и культурного роста, улучшения условий существования. Всегда есть риск того, что семья может уйти с терапии по нескольким причинам: желание ее членов не раскрывать свои "страшные тайны" и не желание увидеть свое истинное лицо, желание оставить все как есть и ничего не менять. Акцент в таких случаях делается на оказание краткосрочной помощи, но клиент должен быть уверен, что он всегда может возобновить контакт с психологом.
Во многих случаях для того, чтобы получить наиболее полное представление о ситуации, должно пройти какое-то время. За это время в процессе взаимодействия с родителями и детьми выявляются такие аспекты, которые на начальном этапе работы и диагностики, без помощи участников ситуации не могут быть обнаружены. Первые выводы часто бывают искаженными, отражая лишь отдельные стороны ситуации.