Психолог
Самоанализ тренинга «Сиреневые и Фиолетовые»
Скачать текст разработки тренинга и самоанализ с фотографиями полностью
Название тренинга связано с названием пространств параллельного мира, куда по предложению ведущего участники совершают путешествие, чтобы познакомиться с установленным там порядком существования и возвратиться обратно с чем-то важным для себя.
Тренинг составлялся как пятое занятие программы тренингов  для ребят из творческого объединения «Школа вожатского мастерства». При планировании тренинговой программы было учтено пожелание руководителя «Школы вожатского мастерства» сохранить состав подростков, желающих посещать этот кружок. Дело в том, что многие подростки впервые пришли в центр, чувствовалась определенная напряженность в отношениях, закрытость, мешающая плодотворной работе. Поэтому основная цель включения ребят в тренинговое пространство была определена как сплочение детского коллектива через создание доверительной атмосферы. Кроме этого программа направлена на решение психологических задач подросткового возраста. Разные задания и психологические упражнения (испытания), предлагаемые на тренинге, призваны создать условия для личностного роста, которые помогут подросткам и юношам в решении возникших у них психологических задач, вопросов, поиск ответов на которые является жизненно важным для формирования зрелой личности.

При составлении тренинга «Сиреневые и Фиолетовые» учитывались следующие моменты:

1.Занятие должно соответствовать актуальной стадии групповой динамики, в данном случае  стадии действия. Группа успешно прошла стадии подготовки, осознания и переоценки. На стадии действия формируется коммуникативная компетентность, и создаются условия для усиления сплоченности (см. схему стадий групповой динамики в приложении 1 ).
2.Упражнения занятия должны быть релевантны подростковому возрасту и находится в области интересов и в зоне ближайшего развития подростков.
3.В данном тренинге планировалось участие около 40 человек. Известно, что 20 человек – максимальное число участников, при котором возможно создание атмосферы доверия. Любому человеку проще довериться небольшому числу людей. Атмосфера малой группы способствует более быстрому сближению участников и сплочению группы. Если же группа участников превышает 20 человек, то следует продумать программу и упражнения таким образом, чтобы задания были групповыми, так как индивидуальные задания требуют много времени и внимание участников становится рассеянным.
4.Для ребят это было очередное занятие тренинговой программы, об участии в нем педагогов-психологов школ они узнали за 5 минут до его начала. Для педагогов-психологов это было открытое мероприятие, которое проводилось после отчета о работе кабинета психологической помощи «Инсайт» за два пошедших года.

Цель тренинга «Сиреневые и Фиолетовые» была определена как создание своеобразной модели постепенного движения участников от принятия своего «Я» к пониманию и принятию других людей,  создание условий для   выработки умения строить с окружающими конструктивные отношения.
Занятие прошло по запланированной схеме, за исключением того, что не было проведено упражнение  «Колечко», целью которого была мотивация участников пуститься в дальнее путешествие. Упражнение было забыто из-за волнения. Для согласия было достаточно предложения совершить еще одно путешествие в неизвестное. Погружение в игровую ситуацию прошло без проблем. Были созданы и презентованы маски отрицательных героев, которые живут в параллельном мире. Особенно запомнился участникам переход в другое измерение, где они пытались установить равновесие, войти в роль отрицательных героев и прожить кусочек их жизни, в результате чего стали свидетелями позитивных изменений в параллельном мире, объединения пространств Сиреневых и Фиолетовых в одно целое.
Кульминацией тренинга стали упражнения  «Диалог скульптур» и «Енотов круг». При обсуждении занятия ребята сообщали, что даже не ожидали такого эффекта от совместного с психологами города занятия и признавались в любви к людям. Считаю, что запланированный результат занятия:  приобретение и проживание опыта межличностного взаимодействия в сотрудничающей манере, достигнут полностью. В дальнейшем это поможет ребятам проявлять  активность и инициативу в установлении и поддержании отношений с другими людьми, с взрослыми в том числе. Данное занятие, как было запланировано, приблизило группу к достижению целей программы и формированию актуальной стадии групповой динамики.
Скачать текст разработки тренинга и самоанализ с фотографиями полностью