Технологии
Элементы Арт-терапии |
|
В основе арт-терапии лежит творческая деятельность, в первую очередь, рисование. В процессе творчества активно задействуется правое полушарие мозга. Современная же цивилизация задействует в основном вербальную систему общения и левое «логическое» полушарие. Нормальное, гармоничное развитие человека предполагает равноценное развитие обоих полушарий и нормальное межполушарное взаимодействие. Более того, некоторые виды активности человека требуют как раз работы правого полушария – творчество, интуиция, культурное образование, устройство семьи, воспитание детей и, конечно, романтизм в любовных отношениях. Арттерапия апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанными с его творческими возможностями. Отличительной особенностью человека является способность и одновременно потребность в отображении своего внутреннего мира. Эта особенность позволяет активно перерабатывать информацию, которая поступает извне. В результате в психике индивидуума вырабатываются различные адаптивные механизмы. Они позволяют человеку лучше приспосабливаться к жизни, быть более успешным в постоянно меняющемся мире. |
Диалогическое рассказывание историй |
|
Исключительными возможностями при осуществлении психологической помощи обладает метод «диалогического рассказывания историй» (ДРИ), разработанный Р. Гарднером в 60-х гг. Этот подход обладает следующими преимуществами: 1. Он является скорее «формальным», чем «концептуальным», то есть, не связан с конкретной парадигмой в психологии. Он применим в сочетании с широким спектром терапевтических подходов — от психодинамического до когнитивно-поведенческого. 2. Несмотря на вербальный характер метода, он основан на системе коммуникации, доступной практически всем людям вне зависимости от культурных традиций, возраста и пола. 3. Метод достаточно эффективен и направлен на решение «первоочередных» проблем клиента, что особенно важно в ситуации, когда психотерапия кратковременна или может резко прерваться. 4. Негативные последствия резкого прерывания минимизируются законченностью каждой сессии, представляющей собой самостоятельный психотерапевтический процесс. |
Метод проективного рассказа |
Один из самых лучших способов помочь человеку, у которого имеется проблема, – это просто быть рядом. Опытные консультанты иногда говорят, что их успех зависит, в первую очередь, от того, как «человека запустишь, а затем уйдешь с его пути», оставаясь слушателем. Вступив в контакт с подростком, взрослым, преодолев психологические барьеры общения, психолог использует взаимное состояние высокой доверительности для трансляции некоего опыта, сформулированного в виде поучительной истории, притчи, даже сказки. Обнаружено, что уместно рассказанная метафора, притча, история чьей-то другой слабости, косвенно напоминающая трудности, испытываемые клиентом, дает подчас мощнейший психологический эффект, способствует тому, что человек как бы самостоятельно догадывается о чем-то важном для себя, прозревает, начинает видеть свое жизненное затруднение с иной позиции. Психологи-консультанты в таких случаях говорят, что у клиента возникло озарение, инсайт. В любом случае, какими бы качествами, с точки зрения психолога-консультанта, ни обладала притча, рассказывать поучительную историю все же лучше, чем просто упрекать, обвинять и стыдить. |
Телесная терапия |
В рамках телесной терапии используются релаксационные упражнения. Связь между переживаниями и телесными ощущениями общеизвестна. Через мышцы можно влиять на чувства. Расслабляя мышцы, можно ослаблять мышечный панцирь, приблизиться к своим чувствам. Релаксация подразумевает под собой расслабление мышц тела. Она может проводиться отдельно, может использоваться как предварительная процедура перед личностными упражнениями, а может проводиться в виде самих упражнений. |
Символдрама |
|
В психологическом консультировании традиционно решаются две взаимосвязанных задачи: помочь клиенту лучше понять самого себя и изменить самого себя. Одни направления психотерапии делают упор на осознание (например, психоанализ), другие на трансформацию (например, эриксонианский гипноз). В символдрамме соединены в едином процессе обе составляющие терапевтической работы. Это объединение осуществляется на основе исследования и преобразования образов, выражающих ключевые эмоциональные состояния клиента. Эта методика базируется на изначальном убеждении в том, что всякая проблема основана на эмоциональной фиксации на цели или запрете на ее достижение. Для решения проблемы необходимо освободить клиента от патогенной эмоциональной фиксации, работа с образом чувства направлена именно на это. |
Интегративные когнитивно-ориентированные техники и методики, направленные на формирование и моделирование поведения Когнитивно-поведенческий подход в реабилитационной работе с людьми самого разного возраста — это синтез двух наиболее «рациональных» и экспериментально проверенных подходов практической психологии, где человек изначально рассматривается во взаимодействии со средой, а основное внимание уделяется его реальному поведению. Психологи, работающие методами поведенческой терапии, ориентируются не на причины нарушенного поведения, а на само нарушенное поведение. Техники и методы, разработанные в терапии, направлены на обучение новым формам поведения либо на угасание имеющихся дезадаптивных форм поведения. Поведенческий подход обогатился достижениями когнитивного направления, где основное внимание уделяется познавательным, когнитивным структурам психики. Именно с ними идет работа в коррекционном плане. Еще одна особенность когнитивно-поведенческого подхода состоит в том, что он ориентирован на настоящее, решает проблемы человека в настоящем, изменяя его представления о себе, о мире и способы его поведения. Этот подход директивен, активен, ориентирован на проблему клиента. Несмотря на изначально разные теоретические и методологические корни поведенческого и когнитивного подходов осуществляется интегративное применение когнитивно-ориентированных техник и методик, направленных на формирование и моделирование поведения. |
Музыкальная терапия |
В основе лечебного эффекта при использования музыкальной терапии лежит вибрационно-резонансный принцип или принцип резонирования и синхронизации вибрационных частот определённых целительных мелодий с вибрациями полевых и клеточных структур организма. В результате данного резонансного эффекта происходит гармонизация структуры биополя пациента, гармонизация его сознания и некоторых физиологических процессов. Соответствующие целительные мелодии, которые, как правило, несут гармонизирующие вибрации высоких гармонических уровней, при этом выступают в качестве своеобразного камертона, с помощью которого и осуществляется настройка систем такого сложного и многоуровневого инструмента, как человеческий организм. |