Выбор модели психологической помощи
Основной моделью оказания психологической помощи была выбрана модель сопровождения. Понятие «сопровождение» обозначает недирективную форму оказания здоровым людям психологической помощи, направленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека. Сегодня сопровождение понимается как поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности.
Случай из практики
Жалобы родителей мальчика 9 лет: застенчив, не имеет друзей, с трудом вовлекается в детские игры.
езультаты теста свидетельствовали о наличии нарушений психологического здоровья у мальчика, наличия у него внутриличностного конфликта. При первых встречах он вел себя как воспитанный и хороший мальчик, прослеживалась тенденция давать социально одобряемые ответы. Мальчик старался производить впечатление человека, который не хочет доставлять окружающим беспокойство своим присутствием, это проявлялось даже в том, что он демонстрировал подчеркнутую заинтересованность в контакте, старался «не занимать много места», движения его были напряжены и маловыразительны (вытянут словно палка). Прослеживалось желание соответствовать требованиям окружающих и в то же время страх быть отторгнутым. Особенно переживал отсутствие общения с другими мальчиками, что подкреплялось маминым беспокойством о неполноценности своего сына.
На лицо было отсутствие автономности, способности к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам. На этой почве у мальчика возникли различные социальные страхи: он боялся не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения, был неуверен в себе.
Содержание всех этих историй отражает внутреннюю ситуацию ребенка. Необходима психодинамическая интерпретация, когда содержание историй рассматривается как отражение динамики интрапсихических процессов. Образ существ из Космоса можно интерпретировать как репрезентацию бессознательных неуправляемых процессов. Страх перед ними идет из желания погубить настоящую картину жизни, то есть психики ребенка. Процесс этот неконтролируем со стороны ребенка. Существа прибывают, когда захотят, куда хотят, а люди только боятся.
Всего с мальчиком было проведено 15 индивидуальных занятий, продолжительностью 1-1.5 часа. За основу работы были взяты статьи Ольги Хухлаевой, посвященных психологическому здоровью младших школьников (газета «Школьный психолог»). Параллельно с родителями проводились консультации по работе с проблемой ребенка.
На одном из последних занятий выполняя упражнение Свободное рисование (цель — предоставить ребенку возможность для самостоятельного выбора, облегчить проявление своих истинных чувств), мальчик нарисовал морского окуня.
Мальчик осознал свою индивидуальность и даже стал гордиться своей уникальностью. По словам матери, он счастлив, многие дела делает быстро, без подсказки, живет по самостоятельно созданному режиму. Уроки делает вовремя - у него остается время для прогулки и общения с новыми друзьями. Перестал бояться темноты, теперь мама не провожает по утрам своего младшего сына до школы. У родителей с мальчиком в настоящее время теплые, доверительные отношения.
езультаты теста свидетельствовали о наличии нарушений психологического здоровья у мальчика, наличия у него внутриличностного конфликта. При первых встречах он вел себя как воспитанный и хороший мальчик, прослеживалась тенденция давать социально одобряемые ответы. Мальчик старался производить впечатление человека, который не хочет доставлять окружающим беспокойство своим присутствием, это проявлялось даже в том, что он демонстрировал подчеркнутую заинтересованность в контакте, старался «не занимать много места», движения его были напряжены и маловыразительны (вытянут словно палка). Прослеживалось желание соответствовать требованиям окружающих и в то же время страх быть отторгнутым. Особенно переживал отсутствие общения с другими мальчиками, что подкреплялось маминым беспокойством о неполноценности своего сына.
На лицо было отсутствие автономности, способности к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам. На этой почве у мальчика возникли различные социальные страхи: он боялся не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения, был неуверен в себе.
Содержание всех этих историй отражает внутреннюю ситуацию ребенка. Необходима психодинамическая интерпретация, когда содержание историй рассматривается как отражение динамики интрапсихических процессов. Образ существ из Космоса можно интерпретировать как репрезентацию бессознательных неуправляемых процессов. Страх перед ними идет из желания погубить настоящую картину жизни, то есть психики ребенка. Процесс этот неконтролируем со стороны ребенка. Существа прибывают, когда захотят, куда хотят, а люди только боятся.
Всего с мальчиком было проведено 15 индивидуальных занятий, продолжительностью 1-1.5 часа. За основу работы были взяты статьи Ольги Хухлаевой, посвященных психологическому здоровью младших школьников (газета «Школьный психолог»). Параллельно с родителями проводились консультации по работе с проблемой ребенка.
На одном из последних занятий выполняя упражнение Свободное рисование (цель — предоставить ребенку возможность для самостоятельного выбора, облегчить проявление своих истинных чувств), мальчик нарисовал морского окуня.
Мальчик осознал свою индивидуальность и даже стал гордиться своей уникальностью. По словам матери, он счастлив, многие дела делает быстро, без подсказки, живет по самостоятельно созданному режиму. Уроки делает вовремя - у него остается время для прогулки и общения с новыми друзьями. Перестал бояться темноты, теперь мама не провожает по утрам своего младшего сына до школы. У родителей с мальчиком в настоящее время теплые, доверительные отношения.
Содержание всех этих историй отражает внутреннюю ситуацию ребенка. Необходима психодинамическая интерпретация, когда содержание историй рассматривается как отражение динамики интрапсихических процессов. Образ существ из Космоса можно интерпретировать как репрезентацию бессознательных неуправляемых процессов. Страх перед ними идет из желания погубить настоящую картину жизни, то есть психики ребенка. Процесс этот неконтролируем со стороны ребенка. Существа прибывают, когда захотят, куда хотят, а люди только боятся.
Всего с мальчиком было проведено 15 индивидуальных занятий, продолжительностью 1-1.5 часа. За основу работы были взяты статьи Ольги Хухлаевой, посвященных психологическому здоровью младших школьников (газета «Школьный психолог»). Параллельно с родителями проводились консультации по работе с проблемой ребенка.
На одном из последних занятий выполняя упражнение Свободное рисование (цель — предоставить ребенку возможность для самостоятельного выбора, облегчить проявление своих истинных чувств), мальчик нарисовал морского окуня.
Всего с мальчиком было проведено 15 индивидуальных занятий, продолжительностью 1-1.5 часа. За основу работы были взяты статьи Ольги Хухлаевой, посвященных психологическому здоровью младших школьников (газета «Школьный психолог»). Параллельно с родителями проводились консультации по работе с проблемой ребенка.
На одном из последних занятий выполняя упражнение Свободное рисование (цель — предоставить ребенку возможность для самостоятельного выбора, облегчить проявление своих истинных чувств), мальчик нарисовал морского окуня.
Мальчик осознал свою индивидуальность и даже стал гордиться своей уникальностью. По словам матери, он счастлив, многие дела делает быстро, без подсказки, живет по самостоятельно созданному режиму. Уроки делает вовремя - у него остается время для прогулки и общения с новыми друзьями. Перестал бояться темноты, теперь мама не провожает по утрам своего младшего сына до школы. У родителей с мальчиком в настоящее время теплые, доверительные отношения.