Психолог
Главная » Статьи » Опубликованные статьи

Разработка тренинга для старшеклассников «Особая миссия», методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог»№8
Тренинг для старшеклассников
Данный тренинг был составлен как часть (два заключительных занятия) тренинговой программы для иногородних студентов-первокурсников профессионального лицея, проживающих в общежитии. Программа состоит из десяти занятий-встреч, которые проводятся один раз в неделю. Можно использовать для занятий со старшеклассниками, пришедшими из разных школ.
Цель тренинга: Создать условия для закрепления коллективных взаимоотношений, которые возникли на тренинге и были перенесены в обычную жизнь, предпринять попытку поднять группу на более высокий уровень сотрудничества и взаимопонимания.
Предполагаемый психологический результат: приобретение и проживание опыта коллективного принятия решения и ответственности за принятое решение, ощущения защищенности и принадлежности к группе.
Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип сюжета. Тип сюжета – метафорический. Группе людей, присутствующих на тренинге, суждено выполнить особую миссию по спасению человеческих душ. Они должны пройти испытания, чтобы миссия была успешно выполнена и человеческие души спасены (для зачина тренинга использовалось упражнение И. Вачкова «Пристанище для души»).
Время на проведение тренинга и обсуждение: 4 - 5 часов (включая обсуждение).
Размер группы: 12 человек.
Возможное продолжение тренинга в деятельности психолога и педагогов (воспитателей): совместное обсуждение уровня сформированности социальных навыков, своеобразия личностных особенностей, построения дальнейшей индивидуальной и групповой работы по развитию личности участников в зависимости от результата тренинга.
Ход тренинга
Сценарий 9-го занятия
Ритуал приветствия
Упражнение «Хи! – Ха! – Хо!»
Подростки стоят в кругу, держась за руки. По команде ведущего они высоко прыгают вверх три раза. В первом прыжке громко кричат: «Хи!», во втором прыжке: «Ха!», в третьем «Хо!». Получается забавное приветствие друг друга: «Хи! - Ха! - Хо!». После чего все хлопают в ладоши.
Упражнение «Копилка хороших новостей»
Каждый участник говорит о том, что хорошего произошло в его жизни за неделю.
Источник – книга «Психогимнастика в тренинге», авторы - Хрящева Н., Макшанов С., Сидоренко Е.

Разминка

Упражнение «Глаза в глаза»
Ведущий говорит о том, что в обычной жизни зачастую люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой, после чего предлагает участникам занятия в течение 3—5 минут смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы. По окончании ведущий спрашивает о чувствах, испытанных во время упражнения, кому и почему было трудно установить зрительный контакт. Это упражнение помогает установить более глубокий и доверительный контакт между участниками группы и диагностировать свое умение спокойно, без напряжения смотреть в глаза собеседнику.
Первоначально такая диагностика была проведена на первом занятии, в аналогичном упражнении «Спокойное присутствие и ассоциации» (упражнение «Спокойное присутствие и ассоциации» было предложено Н. Козловым на неофициальном сайте детского лагеря «Зеркальный» в тренинге «Первый шаг – базовый тренинг»).
Упражнение «Кто Я?»
К спинам игроков прикрепляются карточки с именами известных людей, знаменитостей (игрокам "их" имена не известны). Они ходят, задавая другим игрокам вопросы, чтобы выяснить, кто они и как их зовут.
Возможны вопросы типа: "Я жив?", "Была ли я известна своей красотой?", "Ты знаешь меня?" и т.д.
Когда игрок выяснить свою "личность", он садится на стул.
Упражнение направлено на достижение ими чувства раскрепощенности (источник - неофициальный сайт детского лагеря «Зеркальный», раздел «Игры на знакомство»).
Упражнение «Вопрос соседу справа»
Ведущий задает вопросы участникам, но отвечать должен тот, кто находится от того, кого спрашивают справа.
Источник – книга «Психогимнастика в тренинге», авторы - Хрящева Н., Макшанов С., Сидоренко Е.
Основная часть
Упражнение «Пристанище для души»
Это упражнение является зачином на все дальнейшее и следующее занятие. Упражнение «Пристанище для души» - авторская разработка И. Вачкова. Источник - Школьный психолог. 2000. № 40.
Инструкция ведущего
Сегодня мы с вами немного пофантазируем. Попробуем представить себя героями следующей фантастической истории. Много-много лет назад, задолго до появления на Земле человека, из далекого космоса на нашу планету попали минералы, состоящие из необычного вещества. Такого вещества на Земле никогда не было. У него имелось неожиданное и страшное свойство: один раз в десятки тысяч лет эти минералы начинали испускать особое излучение, действовавшее в течение трех лет. Это излучение было разрушительным только для одного типа материи — для человеческих тел. Они рассыпались на отдельные атомы. Когда излучение прекращалось, атомы человеческих тел вновь собирались вместе в том же порядке и тела восстанавливались. При этом ничего подобного не происходило ни с птицами, ни со зверями, ни с цветами, ни с деревьями и ни с какими неживыми предметами.
Ученые, обнаружив случайно один из этих минералов и изучив его свойства, узнали об опасности, грозившей человечеству, и задумались о том, как предотвратить надвигавшуюся беду. Найти все инопланетные минералы, рассыпанные по Земле, и вывезти их куда-нибудь в космос или уничтожить не представлялось возможным.
Тогда было принято такое решение: если уж сохранить тела невозможно, надо попытаться сохранить человеческие души. Но как? Ученые пришли к выводу, что следует найти способ на те три года, в течение которых будет действовать излучение, «переселить» куда-нибудь души людей.
Когда же излучение прекратится и человеческие тела восстановятся, можно будет вернуть души обратно. Долго работали ученые, изобретая способы такого «переселения» душ, и, в конце концов, справились с этой трудной задачей. Всем жителям Земли было объявлено, что им необходимо выбрать птицу, животное, насекомое, растение или любой неживой предмет, которые могли бы стать временным пристанищем их души, пока не закончится разрушающее действие излучения.
Представьте себе, что и вы оказались перед таким выбором. Подумайте, в какое именно тело или предмет (а может быть, природное явление) вам захотелось бы «переселиться», чтобы достаточно комфортно провести в нем три года?
Участники группы задумываются.
Выдержав небольшую паузу, ведущий продолжает.
Ведущий. Следует не забыть и еще об одной важной проблеме. Когда минуют три года, ученые должны будут извлечь ваши души из их временных пристанищ и вернуть каждую в свое тело. Но как же определить, кто в каком теле или предмете «поселился»? Надо оставить ученым информацию о своем местонахождении.
Вам дается пятнадцать минут, для того чтобы написать маленькое сочинение о том, в кого вы превратитесь. Объясните, почему вы сделали именно такой выбор. Чем вас привлекает пребывание в течение трех лет именно в таком виде?
Ведущий раздает участникам группы одинаковые листы бумаги и предлагает найти себе место в аудитории, где можно поработать над сочинением. Важно, чтобы подростки писали самостоятельно, не мешая друг другу и не заглядывая в чужой текст.
Драматическая ситуация, предложенная ведущим, обычно глубоко затрагивает участников, заставляет переживать довольно сильные эмоции. Для усиления этого эффекта можно включить негромкую музыку, в которой звучали бы тревожные ноты.
Когда работа закончена, участники группы сдают подписанные листы ведущему.
Ведущий. Итак, вы превратились в кого-то или во что-то и прожили в новом для вас виде три года. Наконец время действия излучения миновало. Но необходимо найти то место, где спрятаны листы. Спрятаны они были очень хорошо, чтобы их не нашли пришельцы и не навредили землянам. Итак, земляне готовы вернуться в свои тела. Но кто это сделает. Оказывается, все это время в космосе находилась команда специально подготовленных людей. Они ждали момента, чтобы вернуться на Землю. Именно они найдут листочки, на которых написаны объекты, в которые превратились люди и вернут душам их тела. Листы спрятаны в тайнике. Необходимо пройти испытания, чтобы попасть в это место. Если вы готовы выручить землян, то мы продолжаем дальше.
Ребята обычно соглашаются идти дальше.
Упражнение «Проход»
Ведущий. Войти в пространство, где спрятаны листы с описанием пристанищ для душ, необходимо по необычному проходу.
Все стоят в кругу, взявшись за руки. Между двумя игроками находится крепко связанный в кольцо резиновый жгут. Все участники по очереди, не расцепляя рук должны пролезть через это кольцо. Кольцо должно вернуться на первоначальное местонахождение (источник – сборник игр «Игры для скаутов»).
Упражнение «Широко закрытые глаза»
Все участники с закрытыми глазами ходят под тревожную музыку. По сигналу ведущего останавливаются и слушают его инструкцию. Не открывая глаз, они должны найти отсутствующего в комнате (этот участник по инициативе ведущего предварительно выходит за дверь, когда остальные ходят с закрытыми глазами). При поиске все могут разговаривать.
Упражнение является модификацией упражнения «Броуновское движение», автор – М. Битянова. Источник - Школьный психолог. 2003. № 10.
Упражнение «Вырвись из круга»
Ведущий говорит, что дальше идти невозможно – пространство не пускает участников, необходимо прорываться. Кто будет прорываться дальше и проведет за собой всех? Первый смельчак встречается аплодисментами.
Группа образует тесный круг, который будет всячески препятствовать выходу из него доблестного добровольца. И ему придется использовать все свои умственные и физические силы, чтобы прорвать эту дружескую блокаду. Участники кроме центрового стоят с закрытыми глазами.
На прорыв дается всего лишь три минуты.
Источник - сайт trepsy.net «психологические упражнения для тренингов».
Упражнение «Дерево»
Прорвавшись, ребята оказываются перед огромным деревом. Пройти дальше можно, если зарисовать это дерево. Но сделать это будет не так-то просто. Целью данного упражнения является создание группой участников общего рисунка дерева. При этом каждый на своем рабочем месте, на отдельном листе бумаги, создает свою индивидуальную часть дерева. После рисования листы складываются так, чтобы получилось общее дерево, и обсуждается процесс создания группового дерева. Данная модификация арт-терапевтического упражнения «Дерево» было предложено Т. Гришиной на страницах газеты «Школьный психолог». Далее приводится практически без изменений.
Для выполнения этого задания от каждого участника требуется хорошо сконцентрироваться на своей индивидуальной части и при этом иметь в виду, что целью является общее произведение.
Листы бумаги А4 раскладываются так, чтобы они образовали большой прямоугольник или квадрат (в зависимости от числа участников). Возможен вариант, при котором остается один пустой лист (при нечетном числе участников).
Инструкция ведущего. Тема общего рисунка — дерево, то есть готовый рисунок должен представлять собой дерево. Во время рисования разговаривать нельзя. По команде: «Возьмите себе листы бумаги» — каждый участник выбирает себе лист, на котором он хочет рисовать.
Рисовать можно цветными мелками, карандашами, фломастерами, красками. Каждый участник рисует свою часть на своем рабочем месте. Движение по аудитории во время рисования нежелательно.
Когда рисунок готов, попробуйте сложить листы так, чтобы образовалось одно общее дерево. Теперь вся группа может внимательно рассмотреть рисунок и обсудить по кругу процесс создания группового дерева.
Комментарий
Рисунок является хорошим зеркалом состояния группы.
Обсуждение
Очень важно прояснить для каждого участника его реальное место в группе и стратегию поведения. Психолог может задать участникам следующие вопросы:
• Ты нарисовал свой рисунок и поместил его сюда. Как ты чувствуешь себя на этом месте (с краю, в середине, вверху, внизу)?
• Ты сам выбрал это место, если нет, то кто (или что) заставил(о) тебя это сделать?
• Ты доволен своим местом? Как с этим у тебя в жизни?
• Что ты сейчас чувствуешь?
При помощи рисунка подростки часто описывают, как они чувствуют себя в жизни: забытыми, брошенными, слабыми, неуверенными, ожесточенными, колючими...
• Хотел бы ты что-то изменить для себя? — этот вопрос дает возможность подростку что-то изменить в себе, сделать первый шаг, «сдвинуться с места».
• Теперь выбери для себя другую часть дерева, ту, которая тебе особенно нравится, и представь, что там твое «место». Как ты чувствуешь себя там, что привносишь в целое?
В этом случае участники группы чаще выбирают тот рисунок, ту часть дерева, которая похожа на их жизненную мечту: для кого-то это крепкий ствол, для кого-то — сочная, яркая зелень, усыпанная красивыми плодами. Когда подростки отождествляются с этим рисунком, они наполняются энергией и внутренней силой.
• Если бы ты был этой частью, как бы ты чувствовал себя в группе?
• А в жизни? Появились ли у тебя какие-то новые возможности?
• Что ты можешь делать, чего раньше не мог? Чего не можешь?
• Какой твой вклад в целое? В какой мере ты воспринимаешь свой рисунок как часть целого?
Если в результате обсуждения чувствуется, что участники напряжены или не удовлетворены результатом общего взаимодействия, можно предложить нарисовать дерево еще раз. При этом необходимо предупредить, что групповое взаимодействие приносит удовлетворение тогда, когда каждый участник группы является самим собой и творит, не ограничивая себя, имея при этом в виду создание общего произведения.
При большом числе участников, для того чтобы уложиться в урок, обсуждение можно ограничить общими вопросами:
• Что привносит каждый в общую картину? Устраивает ли это его?
• Может ли группа создать «единое дерево» со стволом и кроной?
• Что мешает группе создать «единое дерево»? Что делать?
Особенности группового процесса

Особенности
группового процесса Пояснения
1. Кто какой взял лист? Стремление к лидерству: кто-то взял лист первым и сразу начал рисовать, кто-то ждет, а кто-то берет тот лист, который остался.
2. Кто рисует ствол? Кто рисует крону? Позиции в группе (поведение в жизни): ствол — основа дерева, на нем все держится, если нет ствола, то нет и дерева, кроны; но ствол находится внизу, а крона — наверху, и она всем видна.
3. Если рисуют несколько стволов, чья идея побеждает? Пытается нарисовать свою часть ствола особенно ярко, с силой нажимая на карандаш. Интенсивно окрашивает свою часть, выделяя цветом.
4. Какие усилия прикладывает каждый участник, чтобы защитить свое видение рисунка? Пытается организовать действия группы, что кому рисовать (невербально). Пытается сообщить группе, что он рисует (невербально).
5. Если в группе появился лидер, насколько он может организовать работу группы в целом? В какой мере группа соглашается на это видение? Группа приняла идею лидера, участники меняют свою позицию, подстраиваются под видение лидера: главное — общее дело. Группа не принимает руководства, ничего не замечая, рисуют то, что решили раньше: не хочется подстраиваться; рисую, что решил.
6. Как при этом ведет себя каждый участник группы: изменяет ли свой рисунок? Если изменяет, то с охотой или нет? Изменяет охотно. Не изменяет.
Изменяет, но с неохотой.
7. Как происходит взаимодействие между участниками? Невербально общаются, пытаясь организовать общие действия. Не замечают друг друга.
8. Все ли рисуют одновременно? Есть ли выжидательные позиции? Все рисуют сразу, одновременно. «Жду, пока все нарисуют и рисую то, что осталось, что нужно».
Листы бумаги необходимо пронумеровать, начиная с верхнего. Инструкция дается такая же, о цифрах на листах упоминать не надо. После выполнения упражнения рисунок собирается не произвольно, а в соответствии с нумерацией. В результате выполнения упражнения можно выявить стратегию поведения участников и особенности группового взаимодействия. Обсуждение целесообразно ограничить общими вопросами (в этом случае гораздо важнее, чтобы ребята почувствовали, что им мешало и чего не хватало при создании общего дерева) и дать возможность нарисовать общий рисунок еще раз.
Таким образом, данная методика обладает большим диагностическим и развивающим потенциалом. В течение одного занятия психолог может увидеть особенности детского коллектива, выявить ролевые позиции детей. Кроме того, это упражнение помогает самим участникам увидеть проблемы и достижения своей группы.
Аутотренинг «Волшебный лес»
Текст погружения в релаксационное состояние для ведущего (источник - сайт trepsy.net «психологические упражнения для тренингов»). Вы прошли нелегкие испытания, пора отдохнуть. Займите удобную позу. При этом очень важно выпрямить позвоночник, поскольку он имеет естественные изгибы. Кисти рук лежат свободно на коленях, чтобы не соприкасались большие и указательные пальцы. Настройтесь на то, чтобы на время отложить свои эмоции и переживания. Закройте глаза. Оставьте любые суждения, ожидания и фантазии по поводу того, каким окажется ваш опыт аутотренинга. Дайте ему состояться. Расслабьте мышцы лица. Отрегулируйте дыхание, чтобы оно стало ровным.
Глубоко и ровно дышите. Говорите себе: слово «вдох» – при вдохе, и «выдох» – при выдохе. Сопровождайте этими словами каждый вдох и выдох. Если вы обнаружите, что задумались о чем-то, мягко напомните себе стоящую перед вами задачу и снова начинайте говорить «вдох – выдох».
Сосредоточьте все свое внимание на дыхании. Чувствуйте, как ваши легкие наполняет и покидает воздух (сосредоточение на дыхании 5 минут).
Ваше тело начинает постепенно расслабляться. Вы чувствуете, как исчезает напряжение в мышцах. С каждым произносимым словом каждый мускул тела все больше наполняется ощущением покоя и приятной вялости. Ваше дыхание ровное, спокойное. Воздух свободно заполняет легкие и легко покидает их. Сердце бьется четко, ритмично. Обратите свой внутренний взор к пальцам правой руки. Кончики пальцев правой руки как будто касаются поверхности теплой воды. Вы чувствуете пульсацию в кончиках пальцев. Возникает ощущение, что рука постепенно погружается в теплую воду. Эта волшебная вода омывает вашу правую кисть, расслабляет ее и поднимается по руке вверх.. До локтя… Еще выше… Вот уже вся ваша рука погружается в приятную теплоту, расслабляется… По венам и артериям правой руки бежит свежая обновленная кровь, даруя ей отдых… Дыхание ровное спокойное. Сердце бьется четко, ритмично… А теперь ваш внутренний взор обращается к пальцам левой руки.
Текст, приведенный выше, полностью повторяется для левой руки. В конце обязательно дать установку относительно дыхания и сердца.
Обратите луч своего внимания к ногам. Ступни расслабляются. Они чувствуют приятное тепло, напоминающее тепло от огня, горящего в камине. Ощущение такое, как будто ваши ноги стоят на каминной решетке. Доброе, ласковое тепло поднимается по ногам вверх, даруя живительное расслабление и отдых мышцам… Напряжение исчезает… И вот уже мышцы ног расслабляются – от кончиков пальцев до бедра…Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично…
Есть еще одни источник тепла в вашем теле. Он – в районе солнечного сплетения. Словно маленькое солнышко пропитывает своими животворящими лучами ваши внутренние органы и дарит им здоровье, помогает лучше функционировать… Расправляются, расслабляются мышцы живота и груди… По всему телу распространяется приятное расслабляющее тепло, которое создает ощущение покоя и отдыха… Исчезает напряжение в плечах, в шейном отделе, в нижней части затылка… Вы чувствуете, как скопившееся здесь напряжение растворяется и исчезает… Уходит… Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично…
Теперь ваш внутренний взор обращается к лицу. Расслабляются мышцы лица… Уходит напряжение из скул. Из челюстей… Губы становятся мягкими… Разглаживаются морщинки на лбу… Веки сомкнуты и неподвижны… Все мышцы лица расслаблены… Легкий, прохладный ветерок омывает ваше лицо… Воздух несет вам свою целебную энергию… Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично…
Ваше тело наслаждается полным покоем… Напряжение спадает, растворяется уходит… Усталость улетучивается… Вас наполняет сладостное ощущение отдыха, расслабленности, покоя… Покоя, наполняющего вас новыми силами, свежей и чистой энергией…
Вы расслаблены и свободны. Вы можете оказаться там, где вам хочется быть. Там, где вам хорошо. Для кого-то, может быть, это его собственный дом, для кого-то – это уголок двора, где он любил прятаться в детстве. А для кого-то – просто полянка в летнем лесу, где можно валятся в траве и увидеть над собой ослепительную голубизну неба… Побудьте немного в этом месте. Напитайтесь позитивной энергией этого доброго для вас места… Ваше дыхание ровное и спокойное.
А теперь пойдем дальше…
Вы оказались в чудесном, теплом лесу. Он не пугает вас, а наоборот кажется приветливым и гостеприимным. Ярко светит солнце, его теплые лучики пробиваются через листву многовековых деревьев-великанов и ласково касаются ваших волос, вашего лица. Воздух свежий, насыщенный разными ароматами леса, попробуйте ощутить лесные запахи (пауза). Вы слышите пение птиц? Вслушайтесь, лес полон звуков (пауза) Перед вами тропинка. Идите по ней. Тропинка узенькая, вы идете медленно, наслаждаетесь красотой. Подойдите к любому дереву, потрогайте его кору, мох на ней, поднимите голову вверх и разглядите его крону. Теплый ветер нежно играет вашими волосами и успокаивает вас, вы чувствуете себя в этом лесу как дома. Вы идете дальше по знакомой тропинке и выходите на поляну, окруженную могучими деревьями. В центре поляны небольшое дерево. Видимо очень старое, оно не высокое, но ствол его слишком широкий, крона раскидистая, крепкие ветки (пауза).
Под деревом сидит старик-мудрец, он знает ответы на все вопросы. Он не вызывает у вас чувство страха или опасения, наоборот уважение и доверие. Подойдите поближе, видите, мудрец улыбается вам. Присмотритесь к нему, постарайтесь запомнить его внешность, лицо, глаза. Хотите поговорить с ним? Вы же не зря сюда пришли, он знает все. Попробуйте с ним поговорить о себе. Спросите его: «Кто Я такой?» (пауза). Продолжайте разговор со стариком, старайтесь внимательно смотреть на него и вслушивайтесь в его слова.
Вам пора возвращаться. Вы еще придете сюда, в этот лес-великан.
3. Текст выхода из релаксационного состояния.
Сейчас я начну считать от семи до одного. С каждой следующей цифрой вы станете все больше и больше выходить из состояния расслабленности – вплоть до того момента, когда я назову цифру «один» и вы встанете отдохнувшими, бодрыми, полными новых сил и энергии.
С этого момента голос ведущего должен также становиться более бодрым, звучным, эмоциональным. Однако спешить здесь не нужно.
Итак, семь… Вы чувствуете, как к вам возвращается ощущение собственного тела… Вялость и апатия отступают. Вы начинаете возвращаться в свое нормальное состояние. Шесть… Ваши мышцы наполняются силой и энергией…Вы пока неподвижны, но пройдет несколько мгновений, и вы сможете легко встать и начать двигаться… Пять… Сохраняется состояние спокойствия, но оно начинает наполняться ощущений силы и возможности действовать…Расслабленность заменяется собранностью… Четыре… Вы чувствуете, что окончательно пришли в себя и уже готовы к проявлению активности. Бодрость и энергия все больше наполняют вас. Три… Пошевелите ступнями. Вы полностью чувствуете свои ноги и способны легко напрячь мышцы. Пошевелите пальцами рук. Медленно сожмите пальцы в кулак Два. Не открывая, глаза поворачивайте головой. Вы бодры, наполнены силой и энергией. Вы хорошо отдохнули. Вы спокойны и уверенны в себе. Один. Открыли глаза. Встали. Не делайте это слишком быстро.
Обсуждение.
Какие у вас ощущения? (обратить внимание, чтобы высказались все желающие, поделились своими впечатлениями, открытиями, эмоциями).
Рефлексия занятия
Шеринг (выход из игровой ситуации)
Участники говорят «Мы не спецгруппа, а ребята из…»
Ритуал прощания
Упражнение «Ящики-Хрящики-Спички»
Участники стоят в кругу. Ведущий визуально делит круг на несколько секторов. Первая группа в прыжке кричит: «Ящики!», вторая: «Хрящики!», третья: «Спички!», четвертая: «Очки!», пятая: «Крючки!», шестая: «Сачки!», т.д. – главное, чтобы слова имели окончания: «…чки» или «…ики!». Сначала группы пробуют крикнуть громко и дружно по отдельности. Потом по знаку ведущего все группы одновременно прыгают вверх и кричат свои слова. Ведущий отвечает: «Будьте здоровы! Вот как чихает слон». Ведущий акцентирует внимание на последней фразе, потому что участникам, проговаривающим свои слова в первый раз, не очень хорошо слышен результат.
Данное упражнение является модификацией упражнения «Ящики-Хрящики-Спички», предложенного на страницах «Школьного психолога» В. Плешаковым.

Категория: Опубликованные статьи | Добавил: psyolesyatan (21.09.2008) | Автор: Ракова Олеся Юрьевна E
Просмотров: 12687 | Комментарии: 1 | Теги: разработки, публикации, психологический тренинг, школьный психолог, Олеся Ракова | Рейтинг: 4.7/9
Всего комментариев: 1
1 psyolesyatan   (29.10.2008 21:14) [Материал]
smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]