Психолог
Главная » Статьи » Опубликованные статьи

Разработка тренинга для старшеклассников «Особая миссия», методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог»№9
Сценарий 10-го занятия

Ритуал приветствия
Упражнение «Хи! – Ха! – Хо!» (см. занятие 9)

Разминка

Упражнение «Рисуем картину»
Ведущий начинает рисовать воображаемую картину, которая отражает суть происходивших событий на прошлом тренинге. Он произносит одно предложение и останавливается. Например: «На нашей картине в самом центре стоит волшебное дерево, которое мы рисовали на прошлом занятии». Затем следующий участник продолжает вносить свой момент в общую картину. От каждого участника достаточно одного элемента или мини-сюжета. В это время у второго тренера есть время посвятить отсутствующих на прошлом занятии о сюжете, который был предложен раньше, дать возможность выбрать предмет или явление, в котором он будет пережидать три года, пока не закончится действие минералов.
Когда картина «закончена» ведущий обобщает все, что получилось, отмечая все элементы картины. Затем из группы выбирается любой участник, который должен с помощью остальных «оживить» общую картину. Он расставляет всех так, как считает нужным, используя каждого как строительный элемент. Кто будет выполнять роль волшебного дерева, другому достанется роль зеленой травки, которая растет под деревом (если она упоминалась раньше) и т.д. когда картина готова - «она оживает». Каждый участник вслух от имени своего элемента говорит все, что считает нужным и уместным.
Источник – книга «Психогимнастика в тренинге», авторы - Хрящева Н., Макшанов С., Сидоренко Е.

Упражнение «Выбери свою работу»
Участники по просьбе ведущего находят свои листочки и отдают ему для того, чтобы он в конце тренинга смог их зачитать. Это этап проводится в случае, если кто-то не пришел на занятие. Возможно, на занятие придет новый участник. Используя время следующей процедуры он сможет заполнить свой листок, чтобы полноценно включится в игру.

Основная часть

Упражнение «Два мяча»
Тренер сообщает, что перед дальнейшими испытаниями неплохо было бы «размяться» и поиграть. В руках у тренера два мяча. Группа предварительно делиться на две команды, участники которых стоят вперемежку с противниками в общем кругу. Ведущий говорит о том, что сейчас будет небольшое соревнование, суть которого в том, чтобы команды как можно быстрее передали свои мячи друг другу по маршруту, обговоренному с ведущим. Мяч должен вернуться первому игроку с команды.
Источник – книга «Психогимнастика в тренинге», авторы - Хрящева Н., Макшанов С., Сидоренко Е.

Упражнение «Широко закрытые глаза»
После того, как участники немного походят закрытыми глазами, музыка выключается и все кроме одного открывают глаза. Затем этот «один» должен догадаться, кто называет его по имени. Участники могут по одному подходить к нему со спины и шептать его имя. Испытание пройдено, если центровой участник отгадал большую часть своих товарищей.
Упражнение является модификацией упражнения «Броуновское движение», автор – М. Битянова. Источник - Школьный психолог. 2003, № 10.

Упражнение «Клубок»
Веревка связывается в кольцо. Водящий (это уже другой участник) выходит из комнаты или отворачивается, а остальные, держась двумя руками за веревку, запутываются, образуя живой клубок, который водящий должен распутать. Его задача – снова образовать круг. Ведущий предупреждает, что дальше группа идти в таком состоянии не может, ее надо распутать (источник - сайт trepsy.net «психологические упражнения для тренингов»).

Упражнение «Водоворот»
Играют все. В воде нельзя дышать, кто проведет группу через водоворот? Ведущий регистрирует, кто из участников сможет, как можно дольше не дышать. Именно он и проведет всех через водоворот.

Упражнение «Три прыжка. Покорение вершины»
Посередине комнаты ставят крепкий стул, рядом с ним стул, и на стол также ставят стул.
Ведущий. Кто из вас попробует с закрытыми глазами, в три прыжка по-заячьи, оказаться на вершине этой пирамиды? Смотрите, я подхожу к нижнему стулу, прыгаю на него, поворачиваюсь на 90 градусов, перепрыгиваю на стол, к которому стул приставлен вплотную, снова поворачиваюсь на 90 градусов, оказываюсь перед вторым стулом, стоящим на столе, и третьим прыжком оказываюсь на нем.
Ведущий все прыжки сначала делает открытыми глазами, затем закрытыми. Группа проходит испытание, если большинство участников выполнят это упражнение.
Упражнение «Три прыжка» описано в книге «Психологический тренинг с подростками», автор – А. Лидерс.

Упражнение «Чьи руки»
Пространство, где спрятаны листы с описанием временных пристанищ для душ людей, пропустит участников дальше, если трое из них смогут, пользуясь только тактильной чувствительностью, смогут опознать своих товарищей.
Выбираются три человека, причем выбирает сама группа. Признак выбора центровых участников: особая тактильная чувствительность тех, кто дальше поведет группу за собой. Ведущий ставит условие, что эти трое должны по очереди только по тактильным ощущениям догадаться, кто к ним подходит. Они будут исследовать только ладошки остальных участников. Если процесс пройдет удачно, значит, группа идет дальше.
Источник – книга «Психогимнастика в тренинге», авторы - Хрящева Н., Макшанов С., Сидоренко Е.

Упражнение «Кто для кого?»
В следующем испытании принимают участие все. Ведущий готовит карточки, на каждой написано имя участника. Группа делится на две подгруппы. Участники одной отгадывают, у кого из второй подгруппы находится листочек с его именем. Каждому дается одна попытка. Все участники во время процедуры молчат. Группа проходит испытание, если хотя бы один участник из каждой подгруппы отгадал, у кого находится листочек с его именем.

Упражнение «Поддержка товарищей»
Ведущий. Вы уже практически у цели. И сейчас пространство даст вам возможность ощутить на себе дух товарищества вашей группы и актуальный уровень взаимоподдержки.
Один из участников игры ложится на пол (стулья, скамейку), а остальные участники поднимают его, поддерживая каждый одной рукой. При дружных совместных условиях группа легко поднимает любого участника, даже самого грузного.
Источник - сайт trepsy.net «психологические упражнения для тренингов».

Упражнение «Потерявшийся»
За основу упражнения была взята техника осознавания, автор - М.Р. Битянова. Источник - Школьный психолог. 2000. № 48.
Ведущий просит участников закрыть глаза, последить за своим дыханием и состоянием, а затем погрузиться в следующую ситуацию.
Ведущий. Представьте себе, что наша группа практически у места, где лежат наши листочки. Мы идем по тропинке, разговариваем, смеемся...
С кем вы идете рядом? Как далеко разбрелась группа?
Теперь представьте себе, что вы как-то случайно и незаметно отстали от группы... Может быть, свернули в сторону за цветком, ягодой, увидели муравейник или что-то еще привлекло ваше внимание. И вот вы понимаете, что вокруг никого нет. Вы начинаете кричать, звать остальных, но никто не откликается...
Как вы себя ощущаете? Вот вы нашли какое-то удобное место... Как оно выглядит, рассмотрите его внимательно... Вы ждете, когда вас найдут. Что вы чувствуете? Как вы думаете, что в это время делают остальные? Как долго вы уже так сидите и ждете? И вот вы слышите голоса: вас нашли! Присмотритесь внимательнее: кто именно вас нашел? Что они говорят? Куда теперь вы направляетесь?
Через некоторое время ведущий дает возможность участникам «вернуться» обратно в комнату, открыть глаза и поделиться тем, что они увидели и пережили. Как правило, это очень интересные и информативные рассказы.

Упражнение «Выход из пространства»
Проводится аналогично упражнению «Проход».
Ведущий. Выйти из пространства, где были спрятаны листы с описанием пристанищ для душ, необходимо по необычному проходу.
Все стоят в кругу, взявшись за руки. Между двумя игроками находится крепко связанный в кольцо резиновый жгут. Все участники по очереди, не расцепляя рук должны пролезть через это кольцо. Кольцо должно вернуться на первоначальное местонахождение.

Упражнение «Возвращение душ»
Ведущий. Вы начали работу по возвращению душ в принадлежащие им тела. По текстам записок мы стали разыскивать каждого из вас. Давайте поможем друг другу в этом. Попробуем определить по содержанию сочинений, кто их написал. Я буду зачитывать тексты, а вы высказывайтесь, кто, по-вашему мнению, автор каждого из них. Если вы услышали собственное сочинение, не подавайте виду, дайте возможность порассуждать другим.
Перетасовав листы, ведущий по очереди зачитывает сочинения участников, не называя авторов. Если группа смешанная по половому признаку, то ведущему следует так переформулировать некоторые предложения, чтобы не было ясно из текста, кто автор — мальчик или девочка. Например, вместо начального предложения «Я хотел (хотела) бы превратиться в...», ведущий может сказать: «Автор этого сочинения хотел бы превратиться в...». Это затруднит угадывание и придаст большее оживление игре. Интересно, что во многих группах определение авторства сочинений происходит достаточно быстро и безошибочно. Когда все участники группы найдены, ведущий поздравляет всех с возвращением в свои тела.
После завершения упражнения следует обсудить такие вопросы.
• Что помогало вам определить автора сочинения?
• Какие сочинения понравились больше всего? Что именно в них привлекает?
• Какие превращения оказались для вас неожиданными? Почему?
• Можно ли считать, что выбор человеком временного пристанища для своей души многое говорит о самом человеке?
• Упражнение позволяет участникам по-новому взглянуть на себя, свои качества, определиться в своих жизненных позициях и ценностях.

Рефлексия занятия

Шеринг (выход из игровой ситуации)
Участники говорят «Мы не спецгруппа, а ребята из…»

Ритуал прощания

Упражнение «Ящики-Хрящики-Спички» (см. занятие 9)

Олеся РАКОВА
и Алексей РАКОВ
психологи, г. Степногорск
Казахстан

Использованная литература
1. Битянова М. Я и моя группа // Школьный психолог. 2000. № 48.
2. Битянова М. Широко закрытые глаза // Школьный психолог. 2003. № 10.
3. Вачков И. Основы группового тренинга. - М., 1999.
4. Вачков И. Пристанище для души // Школьный психолог. 2000. № 40.
5. Гришина Т. Диагностическая игра «Дерево» // Школьный психолог. 2005. № 7.
6. Козлов Н. «Первый шаг – базовый тренинг» // Неофициальный сайт детского лагеря «Зеркальный».
7. Лидерс А. Психологический тренинг с подростками. М. 2001.
8. Игры на знакомства // Неофициальный сайт детского лагеря «Зеркальный».
9. Плешаков В. Веретена точены, веники мочены // Школьный психолог. 2004. № 10.
10. Психологические упражнения для тренингов // Сайт trepsy.net.
11. Сборник игр для руководителя скаутов. Игры для скаутов. Петразаводск. 1998.
12. Хрящева Н., Макшанов С., Сидоренко Е. Психогимнастика в тренинге. - Спб., 1999.

Категория: Опубликованные статьи | Добавил: psyolesyatan (21.09.2008) | Автор: Ракова Олеся Юрьевна E
Просмотров: 10149 | Комментарии: 8 | Теги: школьный психолог, психологический тренинг, публикации, разработки | Рейтинг: 4.8/8
Всего комментариев: 4
4 psyolesyatan   (19.12.2010 03:03) [Материал]
До сих пор используем

+1   Спам
3 Ася   (18.12.2010 23:56) [Материал]
cool surprised surprised
полезно
спасибо!

+1   Спам
2 Alexey   (05.11.2008 17:37) [Материал]
Здорово, статья в Интернете на сайте Школьного психолога wink

1 psyolesyatan   (29.10.2008 21:16) [Материал]
smile biggrin smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]